Каждому родителю хочется знать, как научить ребенка грамотной речи, чтобы он обладал достойным лексиконом, развитым вниманием, памятью и блистал красноречием. Я хочу рассказать о нашем опыте развития разговорной речи старшего сына. Эту статью я написала для замечательного сайта Big City Mums
Мы довольно рано начали читать ему книги, еще до того, как ребенок начал говорить. По своему опыту могу сказать, что ежедневное чтение ребенку вслух — очень хорошая и полезная привычка. Развитию речи так же способствуют книжки-картинки. По таким книгам очень интересно придумывать истории, следить за перемещениями персонажа со страницы на страницу. Важно так же читать с ребенком стихи. Собственно, одними из первых книг, которые мы читали старшему сыну и были книги со стихами. В стихах есть ритм, он как раз очень привлекателен для ребенка, дети его очень хорошо ловят.
Кроме того простимулировать развитие речи ребенка могут помочь игры. Для начала хочу упомянуть устные игры, которые подойдут детям 2-5 лет, пользуются у нас с сыном популярностью и очень помогают не скучать в дороге или очередях, а так же развивают речь и память.
В первую очередь, для нас, это конечно «Игра в слова». С Петей мы начали играть в нее с 2,5 лет. Он к тому времени уже год как активно и безостановочно говорил и знал все буквы. Немного отступлю от темы и напомню о том что правильнее изучать не названия букв — Бэ, Вэ, Ка, Эр и т.д., а в виде звуков, которые они обозначают — Б, В, Ш, Р.
Итак, «Игра в слова» — обогащает словарный запас, развивает фонематический слух , тренирует внимание и память. А также дает представление об основном правиле игр — соблюдении очередности. Суть игры — первый игрок называет слово, к примеру «апельсиН», а следующему игроку необходимо назвать слово начинающееся на последнюю букву предыдущего — «Носорог» и т.д.. Первое время мы подсказывали Пете с какой буквы должно начинаться следующее слово.
Так же одна из излюбленных устных игр у нас — это «Я знаю пять…». Правила такие — ведущий начинает обращение к игроку со слов «Я знаю пять…» и добавляет, к примеру, «хвойных деревьев». Игроку в ответ нужно назвать пять разных хвойных деревьев, ведущий считает названия. Для начала можно называть что-то простое — мужские или женские имена, цвета, природные явления, а затем, со временем и с развитием лексикона ребенка, можно, например, назвать пять видов молотков (это пример из жизни):).
Еще во время прогулок можно поиграть в игру «Я вижу…». Эту игру мы узнали благодаря книжкам С. Р. Бернер о забавном зайчонке Карлхене. В одной из историй Карлхен играет в нее с мамой. Ведущий загадывает что-то, находящееся в поле зрения игроков и произносит фразу «я вижу что-то зеленое». Игроки должны угадать что это и по-очереди предлагают версии — трава, листва, автомобиль, забор — до тех пор, пока не назовут верный ответ. Ведущим становится угадавший. И так далее.
Кроме устных игр, у нас есть несколько настольных игр, с помощью которых так же можно совершенствовать устную речь. К примеру у Haba есть карманная карточная игра «Пантомима», казалось бы само название игры предполагает что надо без слов показать то, что изображено на картинке, но можно усовершенствовать правила и попросить ребенка объяснить изображение на карточке, не называя самого предмета.
Еще у нас есть игра «Экспромт» (Speech) от компании Cocktail Games, это тоже карточная карманная игра. В нее можно играть несколькими способами, описанными в правилах игры, но суть сводится к тому чтобы составить связную историю по картинкам. Возраст игроков заявлен от 8 лет, но наш опыт показывает что четырехлетний ребенок вполне может насочинять небольшую забавную историю:)
Не последнюю роль в том как стимулировать и развивать речь ребенка, играет музыка. Кто изучал иностранный язык, вслушиваясь в песни, меня поймет:) У нас с сыном одним из любимых сборников детских песен на стихи Андрея Усачева является диск Ирины Богушевской — Детская площадка №1. Мы довольно часто слушаем эти песни, ребенок активно подпевает и знает их все наизусть. Кстати, не так давно вышел диск Детская площадка №2. Слушать песни и петь их полезно как для развития все того же фонематического слуха и активного словарного запаса, как и для дикции, правильной артикуляции и произношения.
Свежие комментарии